Всероссийская научно-практическая конференция «Современные инструменты обоснования, задания, обеспечения и контроля качества исполнения государственного оборонного заказа» проводится второй год подряд и обещает стать постоянной площадкой для обмена мнениями участников гособоронзаказа. В этом году конференция традиционно прошла в начале июня в Санкт-Петербурге на площадке отеля «Амбассадор». В состав организаторов форума помимо уже известных ООО «ОПК», ООО «Невский институт инновационных технологий», АНО «Институт метрологии обороны и безопасности», ООО «Промоборонконсалт» и ООО «ГЛОСВАС», в этом году вошло ООО «Научно-производственное объединение «Военэлектронсерт».

В работе конференции приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, представители научно-исследовательских институтов, организаций промышленности, органов по сертификации систем менеджмента качества, учебных центров, специализирующихся на повышении квалификации персонала оборонных предприятий.

В новом году тематика конференции так или иначе «вращалась» вокруг реалий, связанных с усилением антироссийских санкций со стороны Евросоюза, означающих практически полное прекращение поставок европейского оборудования, комплектующих, товаров и технологий двойного назначения на территорию Российской Федерации. Поэтому наибольший резонанс вызвали выступления именно тех докладчиков, которые могли предложить конкретные пути выхода из создавшегося положения, делиться опытом параллельного импортозамещения или создания прототипов импортных комплектуемых изделий. Оживленную дискуссию, в частности, вызвал доклад главного метролога ООО «Метротекс» Станислава Сомова о вариативных решениях, принимаемых руководством предприятий в условиях экономических санкций, дефицита метрологического и испытательного оборудования, удорожания оснащения испытательных лабораторий и не ослабевающих требований государственного заказчика к выполнению гособоронзаказа.

Государственный заказчик всегда прав, равно как и потребитель. Требования к повышению обороноспособности страны диктуют и требования к качеству производимой продукции. Иногда интересы государственного заказчика могут не совпадать с интересами производителя, по ряду причин не желающего участвовать в производстве продукции военного назначения, но признанного единственным поставщиком. Начальник отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы РФ Илья Никитин в докладе о статусе единственного поставщика при выполнении гособоронзаказа привел пример, когда хозяйствующий  субъект, занимающий доминирующее положение на рынке и включенный Минпромторгом в Реестр единственных поставщиков в соответствии с Постановлением Правительства РФ №826 от 19.09.2013 г. «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники», уклонялся от выполнения государственного контракта, но получил от ФАС  требование о прекращении нарушения законодательства в части ГОЗ, обязывающее его продолжать выпуск необходимой продукции.

— Особенности антимонопольных требований при выполнении ГОЗ таковы, что обязывают производителя продукции, не имеющей аналогов на рынке, к заключению контракта при условии отсутствии у него обоснованных экономических и технологических причин для отказа от контракта. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от выполнения государственного контракта влечет за собой наложение штрафа –  до 50 тысяч рублей на должностное лицо и до 1 млн. рублей на юридическое лицо. Причем уклонением от выполнения госконтракта может быть расценено как затягивание согласования цены с государственным заказчиком, так и отказ поставщика от открытия специального банковского счета для выполнения ГОЗ.

Одновременно антимонопольная служба старается смягчить для предпринимателей законодательный гнет. По словам Ильи Никитина, именно по инициативе ФАС России был принят Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 132 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», в соответствии с которым с 30 июня 2021года в сфере государственного оборонного заказа введен механизм «мягкого права», в рамках которого Федеральная антимонопольная служба получила возможность выносить в адрес доминирующих субъектов требование о прекращении необоснованного уклонения от заключения контрактов по государственному оборонному заказу.  Более жесткие меры реагирования в виде административных штрафов и лишения мер господдержки следуют только в случае неисполнения хозяйствующим субъектом выданного требования.

Начальник группы Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Министерства обороны РФ Михаил Тюлькин констатировал в своем докладе «Порядок и особенности формирования ГОЗ в современных условиях» тот факт, что в условиях проводимой специальной операции госзаказчик вынужден отдавать предпочтение финансированию серийного производства вооружения и военной техники в ущерб доле научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: «Однако, это не означает, что НИОКР ушел с повестки дня, просто идет ранжирование проектов по приоритетности. Так, в начале текущего года в Министерстве обороны заработало отдельное Управление развития технологий искусственного интеллекта, которое стало заказчиком в сфере разработки соответствующих технологий. По-прежнему приветствуется создание ВВСТ в инициативном порядке, особенно в плане создания беспилотных летательных аппаратов и наземной техники».

Проект развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения сегодня активно развивается конструкторским бюро компании «Сухой». В тоже время у представителей «Сухого» в процессе работы возникает немало вопросов относительно разночтений документов по стандартизации, регламентирующих порядок приемо-сдаточных испытаний конечных изделий. О необходимости устранения разночтений и конкретизации ответственности участников кооперации за скрытые дефекты комплектующих и сборных изделий они говорили на конференции.  Их предложения по данной тематике нашли отражение в решении форума.

В развитие темы, обозначенной авиастроителями из Комсомольска-на-Амуре, выступил доктор технических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны РФ Андрей Зарайский с докладом «Применяемые инструменты управления надежностью вооружения и военной техники при выполнении НИОКР в рамках исполнения ГОЗ». Андрей Анатольевич отметил, что в основе надежности ВВТ всегда должны лежать принципы преемственности, системности, унификации, комплексности, перспективности, гибкости, эффективности, адекватности, согласованности методического и технического обеспечения: невыполнение требований хотя бы по одному показателю всегда влечет за собой ухудшение показателей в целом. Механизация, роботизация, автоматизация, по его словам, тренд современности, но одновременно это еще и появление новых источников отказов, выявлять которые нужно экспериментальным методом. Докладчик предостерег от ускоренных форсированных методов испытаний ВВТ, отметив, что скорость в процессе испытаний неизменно влечет за собой недостоверность оценки. Обращаясь к представителям АО «Компания «Сухой», Андрей Зарайский подытожил свое выступление: «До вступления в действие стандарта нового уровня, устраняющего разночтения по порядку испытаний и приемки технически сложных изделий, какими являются изделия авиационной техники, часть вопросов представляется возможным снять посредством организации военно-технической экспертизы, в составе которой я готов участвовать при условии включения в состав комиссии головной экспертной организацией. В целом же, мое мнение остается неизменным – в составе разработчиков стандартов должны преобладать специалисты по надежности».

Представитель ООО «Военэлектронсерт» Игорь Филатов начал свой доклад «Практические рекомендации организациям ОПК по реализации требований и процедур, обосновывающих получение решения о возможности применения продукции иностранного производства» с того, что попросил поднять руки тех участников конференции, кто прошел процедуру получения заключения об отсутствии на территории Российской Федерации продукции аналогичной импортной». И резюмировал отсутствие поднятых рук: «Насколько мне известно, с первого августа 2021 года всего 5 предприятий промышленности прошли данную процедуру. Между тем, ответственность на применение продукции иностранного производства при производстве ВВТ возложена на головных исполнителей контрактов, финансовые риски возлагаются на них же, поскольку решение вопроса о применении полных аналогов продукции иностранного производства сегодня — вопрос технологической независимости оборонной промышленности». Докладчик сделал обзор нормативно-правовой базы применения продукции иностранного производства, остановив внимание участников конференции на совместных решениях Министерства обороны РФ и Минпромторга РФ.

Развитием темы стало выступление вице-президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Елены Желтухиной, касающееся реализации Постановления Правительства РФ №719 от 17 июля 2015 г. «О подтверждении производства промышленной на территории Российской Федерации». Елена Валентиновна обратила внимание делегатов конференции на тот факт, что в этом году срок действия новых заключений Минпромторга РФ о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации увеличен с одного года до трех лет, а заключения, выданные производителям ранее, продлеваются еще на год. Оформление заключений производится в системе ГИСП. Предполагается, что эта мера позволит решить проблему низкого наполнения российского реестра промпродукции: медленное наполнение реестра вызывает определенные затруднения у госзаказчиков и госкомпаний при проведении закупок в рамках их квотирования.

В числе докладов спикеров были традиционно важные темы, имеющие прикладное значение для производителей ВВТ: доклад заместителя начальника отдела Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ Михаила Слепченко об особенностях лицензирования деятельности в области вооружения и военной техники и боеприпасов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 2386 и лицензирования сервисного обслуживания вооружения и военной техники в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. №18», ряд докладов сотрудников ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, касающийся порядка разработки, приемки, передачи и хранения электронной конструкторской документации на изделия военной техники, порядка выполнения требований заказчика по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, порядка отнесения продукции предприятий к классам ВВТ. Опытом внедрения корпоративной СМК в АО «ОСК» и обществах Группы «ОСК» поделилась главный эксперт Управления качества и стандартизации АО «ОСК» Ольга Кузнецова. С докладом «Внедрение ГОСТ РВ 0015-002-2020. Новые и актуализированные документированные процедуры. Проблемы и решения» выступила руководитель Органа по сертификации СМК ООО «Невский институт инновационных технологий» Наталья Коломенская.

По результатам работы собрания было подготовлено Решение конференции. В завершение форума генеральный директор ООО «Невский институт инновационных технологий» Ирина Машнова вручила грамоты представителям организаций, продемонстрировавшим высокий профессионализм и компетентность в развитии систем менеджмента качества своих организаций. Награждение лучших также становится традицией конференции.