С период с 3 по 4 июня 2021 года в г. Санкт-Петербурге на площадке отеля «Амбассадор» проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Современные инструменты обоснования, задания, обеспечения и контроля качества исполнения государственного оборонного заказа». Организаторами конференции выступили Центральные Органы систем добровольной сертификации «Специальный Регистр» и «Регистр Качества», Общества с ограниченной ответственностью «ОПК», «Промоборонконсалт», «Невский институт инновационных технологий» и АНО «Институт метрологии обороны и безопасности».

В работе конференции приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, организаций промышленности и органов по сертификации систем менеджмента качества.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Александр Юрьевич Орлов, директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ, который отметил, что уже не в первый раз принимает участие в конференциях, которые проходят под эгидой Центрального Органа СДС «Специальный Регистр», и всегда результатом их становятся конкретные практические предложения в органы федеральной исполнительной власти, приносящие пользу всем участникам диалога.

Его коллега, заместитель начальника отдела департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ Дмитрий Сергеевич Слепченко в своем выступлении рассказал об изменениях, которые затронули процесс лицензирования вооружения и военной техники после принятия изменений от 17.12.2020 г. к постановлению правительства РФ № 581 от 13.06.2012 г. Он отметил, что лицензирование вооружения и военной техники в соответствии с принятыми изменениями теперь «отвязано» от единого классификатора предметов снабжения. На смену ЕКПС пришли классы, что позволяет снять вопросы, которые ранее требовали разъяснений Минпромторга относительного того, подлежит ли лицензированию продукция того или иного участника ГОЗ.

Сервисное обслуживание вооружения и военной техники, выполняемое на местах базирования ВВТ, теперь также подлежит лицензированию и будет внесено в перечень продукции военного назначения. 26 мая 2021 года президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», корректирующий законы о военно-техническом сотрудничестве, лицензировании отдельных видов деятельности, гособоронзаказе.

Саму процедуру лицензирования ВВТ ожидает масштабная цифровизация: привычные бумажные бланки лицензий на вооружение и военную технику заменит выписка из реестра лицензий подобно той, которую предприниматели привыкли получать из Единого государственного реестра юридических лиц – проекта, долгосрочно и успешно реализуемого Федеральной налоговой службой. С 2023 года лицензирующий орган начнет принимать документы предприятий на получение лицензий ВВТ только в электронном виде – через портал государственных услуг. В отдельных случаях, когда передача сведений будет связана с грифованной информацией, документы на лицензирование будут приниматься по закрытому каналу.

Доклады представителей Министерства обороны РФ вызвали наибольшее число вопросов участников конференции, поскольку посвящались темам, которые активно дискутируются на протяжении многих лет: особенностям отнесения продукции организаций оборонно-промышленного комплекса к вооружению и военной технике, особенностям задания и реализации требований по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил РФ. Хороший пример спорности критериев отнесения или не отнесения продукции к ВВТ был приведен в ходе обсуждения названных докладов директором по качеству АО «Научно-производственное предприятие «Компенсатор» Валентином Петровичем Сидоровым. «Подводная лодка – это бесспорно ВВТ. Койка экипажа – не ВВТ. Однако с точки зрения критического радиуса койка экипажа уже не так безопасна, как кажется на первый взгляд. Аналогично и любой вентиль на подводной лодке, от надежности и безотказности которого зависит жизнь личного состава, становится составной частью ВВТ. Думаю, что однозначные критерии отнесения к продукции, не подлежащей лицензированию, не всегда хороши и правильны: в основе принятия решения всегда должен быть разумный подход».

В этом году проведение конференции совпало со знаковым для всех участников ГОЗ событием – вступлением в действие государственного военного стандарта
ГОСТ РВ 0015-002-2020 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования». Можно смело сказать, что предшествующий и текущий годы стали «урожайными» на изменения, внесенные в государственные военные стандарты, на которые, в свою очередь, ссылается ГОСТ РВ 0015-002-2020. Отсюда понятен и повышенный интерес представителей предприятий к анализу изменений со стороны экспертного сообщества, коль скоро им предстоит работать по новым требованиям.

С обзором новаций ГОСТ РВ 0015-002-2020 выступили два докладчика: от разработчика стандарта – Игорь Николаевич Филатов, главный научный сотрудник АНО «Центр Квалитет» и Наталья Георгиевна Коломенская, руководитель Органа по сертификации ООО «Невский институт инновационных технологий».

В числе наиболее интересных докладов участники конференции назвали выступления представителей Федеральной антимонопольной службы – начальника отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Ильи Александровича Никитина и советника того же отдела Владислава Павловича Матусевича. Первый в своем докладе остановился на особенностях проверки предприятий по признакам нарушения законодательства в области ГОЗ, второй сосредоточил доклад на вопросах ценообразования – формировании себестоимости цены товаров, работ и услуг, поставляемых по ГОЗ, определении трудоемкости и нормирования труда, подтверждении основных экономических нормативов (ФОТ, накладные расходы), согласовании затрат по кооперации головного исполнителя, исполнителя и т.д. Поскольку за ФАС на государственном уровне закреплена функция ведения реестра единственных поставщиков, к 2022 году там планируют запустить в работу информационно-аналитическую систему для выявления картелей в сфере гособоронзаказа (ИАС ГОЗ). По словам докладчика, это позволит автоматизировать процесс регистрации цены, оперативно сопоставлять цены на однородные товары, работы, услуги и создать полноценный каталог товаров, работ и услуг по ГОЗ.

У проекта цифровизации ФАС будет и вторая часть. Она предусматривает создание федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП). Эта система создается для решения задач технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на протяжении жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники. ФСКП будет содержать информацию об условиях эксплуатации, разработчиках (изготовителях) финальных образцов вооружения, военной и спецтехники.
– Проект будет доступен всем пяти тысячам предприятий России, участвующим в выполнении государственного оборонного заказа. Установка программного обеспечения ИАС будет выполняться за собственные средства предприятий, – отметил В.П. Матусевич.

Среди предложений, которые участники собрания предложили включить в Решение конференции для направления в федеральные органы исполнительной власти, тоже оказались «цифровые». В частности, это предложение о разработке доступного программного обеспечения, которое бы позволило снизить затраты предприятий и организаций в ходе проведения патентных исследований. Сегодня проведение патентного поиска и патентных исследований – процесс трудоемкий и сопряженный с обработкой значительных массивов неструктурированных данных.

По результатам работы собрания было подготовлено Решение конференции. В завершение конференции руководитель Органа по сертификации ООО «Невский институт инновационных технологий» Н.Г. Коломенская вручила грамоты и наградные дипломы представителям организаций, продемонстрировавшим при проведении сертификационных и надзорных аудитов высокий профессионализм и компетентность в развитии систем менеджмента качества своих организаций, ответственный подход к внедрению и развитию СМК.