В конце мая в Санкт-Петербурге в конференц-зале «Гранд Отеля Эмеральд» состоялась ставшая уже традиционной Всероссийская научно-практическая конференция «Современные инструменты обоснования, задания, обеспечения и контроля качества исполнения государственного оборонного заказа». В этот раз самое большое количество докладчиков на конференции было представлено Органом по сертификации ООО «НИИТ», одновременно являющегося одним из организаторов представительного форума.

Почему санкции не признаются форс-мажором? Почему поставщик, признанный единственным, не может уклониться от исполнения госконтракта? Какие изменения в ближайшее время ожидают отраслевые стандарты? Как правильно обосновать цену контракта госзаказчику, чтобы выполнение гособоронзаказа не превратилось в бесприбыльную повинность? Можно ли самостоятельно распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности организации, если результаты эти были созданы за счет бюджетных средств в рамках реализации государственного оборонного заказа? Можно ли привлечь к суду дистрибьютера, который отказывается поставлять комплектующие по ГОЗ, обосновывая это отсутствием технической возможности? Все эти вопросы составляют в настоящее время не просто повестку дня, но повестку обеспечения качества продукции ОПК в условиях проведения специальной военной операции.

Начальник отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы Илья Александрович Никитин остановился в своем докладе на механизмах контроля за соблюдением обязательных требований в отношении оборонной продукции, практике возбуждения дел об административных правонарушениях за нарушение и срыв сроков контрактов в сфере гособоронзаказа. В настоящее время уже сформировалась судебная практика, не позволяющая избежать ответственности даже поставщиков продукции двойного назначения, не считающих себя непосредственными исполнителями ГОЗ. Основной поток обжалований судебных решений – именно от них. По словам Ильи Никитина, вопрос ответственности перестает быть дискуссионным в тот самый момент, как только в суде будет доказано, что поставщик был поставлен государственным заказчиком в известность, что контрактуемая продукция будет использована в ГОЗ.

Поставки электронно-компонентной базы импортного производства – не исключение из общих правил. Санкции и другие международные осложнения торгово-промышленных отношений не являются для суда основанием для прекращения производства по делам об административных и уголовных правонарушениях, касающихся срыва сроков государственного оборонного заказа, если поставщиком не были предприняты исчерпывающие меры, подтверждающие его стремление выполнить условия контракта. Типичные ошибки — заказчику не было направлено дополнительное соглашение, устанавливающее другие сроки поставки продукции; не представлено доказательств, подтверждающих безуспешность попыток приобрести комплектующие у других поставщиков, и прочие действия — вплоть до заключения Торгово-промышленной палаты, подтверждающего невозможность исполнения условий контракта.

Требования, диктуемые сложными внешнеполитическими условиями и проводимой СВО, требуют от всех участников ГОЗ повышенной ответственности и добросовестности при выполнении условий контрактов. Как отметила в своем выступлении вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Екатерина Николаевна Лебедева, санкции не являются форс-мажором. Заключение о том, является ли ситуация обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), делает именно торгово-промышленная палата. Это заключение предоставляется для досудебного урегулирования, но не освобождает от исполнения обязательств. Поэтому ТПП рекомендует использовать в ситуациях применения экстра-территориальных санкций статью 416 ГК о прекращении обязательств в связи с невозможностью их исполнения.

С приветственным словом к участникам форума в режиме конференц-связи обратилась директор АНО «Центр Квалитет» Людмила Александровна Федорова, а главный научный сотрудник организации, являющейся сегодня единым аккредитующим органом в сфере ОПК, Игорь Николаевич Филатов в своем докладе остановился на особенностях реализации требований постановления Правительства РФ от 30.04.2019 г. № 546 в части аккредитации органов по оценке соответствия оборонной продукции и рассказал о предварительных результатах работы Органа по аккредитации, а также направлениях развития системы оценки соответствия оборонной продукции. Также в его докладе был дан обзор критериям и требованиям, предъявляемым к испытательным лабораториям (центрам) исполнителей ГОЗ.

Тема качества оборонной продукции, как и тема совершенствования нормативно-правового регулирования в области стандартизации оборонной продукции, традиционно оставалась в этом году сквозными темами конференции, затрагивающими практически все аспекты взаимодействия предприятий промышленности, органов по сертификации продукции и систем менеджмента качества, министерств и ведомств. Эксперт Органа по сертификации СМК ООО «Невский институт инновационных технологий» Ольга Александровна Фурочкина свое выступление посвятила порядку взаимодействия организаций промышленности и военных представительств министерства обороны Российской Федерации. Руководитель Органа по сертификации СМК «НИИТ» Наталья Георгиевна Коломенская поделилась практическими аспектами внедрения военного стандарта – ГОСТ РВ 0015-002-2020 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Требования». А заместитель руководителя Органа по сертификации СМК «НИИТ» Олег Курбанович Альсеитов рассказал о типичных ошибках, которые делают специалисты СМК предприятий и организаций при проведении внутренних аудитов.

Результатом работы собрания стала подготовка решения, цель которого аналогична названию научно-практической конференции и заложенной в нем идее: качество – это победа. Решение конференции будет направлено в профильные ведомства, курирующие исполнение гособоронзаказа в Российской Федерации.